ГРАМОТЕ УЧИТЬСЯ — ВСЕГДА ПРИГОДИТСЯ

Познавательная игра

russkiy

Цель: привить любовь к великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к русскому языку как учебному предмету.
Оборудование: выставка книг о языке, сборник пословиц, поговорок. Пословицы, высказывания о языке

* Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками.
И. С. Тургенев

* Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.
Пословица

* С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.
К. Г. Паустовский

* Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота, чтобы знания черпать.
Пословица

* Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий.
В. Г. Белинский

Вступительное слово учителя
Жизнь человека с раннего детства и до глубокой старости неразрывно связана с языком. Ребенок еще не на¬учился говорить, а он уже слышит от матери песенки , сказки. Мы вырастаем, идем учиться в школу, а затем в институт, целое море слов, целый океан речи подхватывает нас. Через них узнаем, какие мысли были у наших предков. Через слова мы имеем возможность обратиться к нашим правнукам, которые будут жить спустя века после нас. И все это благо¬даря словам. Ребята, а как вы выдумаете: что же такое слово? (Ответы учащихся: Единица речи, служащая для выражения отдельного понятия. СИ. Ожегов.)
По определению Владимира Ивановича Даля, посвятившего всю жизнь составлению своего знаменитого словаря: «Слово — исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь». И сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатый русский язык. Ведь слова составляют язык.
В нашей игре проверим, как знатоки русского языка могут ориентироваться в огромном море слов. Они докажут нам, что с языком они дружны, покажут веселую игру ума и воображения, проявят свою находчивость и, конечно же, юмор.
Ученики делятся на три команды. Ведущий — учитель.

Ведущий. Для начала командам предлагаю шутливую, но хитрую разминку.
Разминка
1. Что общего то общего у дня и ночи? («Ь» на конце.)
2. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква «ц».)
3. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
4. В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (Сто¬нет.)
3. Что находится между горой и оврагом? (Буква «и».)
6. Используйте слово «язык» в разных смысловых сочетаниях. («Длинный» язык, язык Пушкина, вареный язык.)
Ведущий. Вы, наверное, обратили внимание, что вареный язык к наше¬му языку никакого отношения не имеет. Это — омонимы, т.е. самостоятельные слова, которые только звучат одинаково, и нам нет никакого дела до того, что когда-то они были фактически одним и тем же словом: «коровий язык» и «человеческий язык» как часть тела. От того, насколько точно мы выражаем свою мысль, свободно ли владеем речью, зависит, будем ли мы правильно поняты окружающими.

Первый конкурс. Конкурс знатоков ударений.
К доске, на которой написаны слова, приглашаются участники. В словах нужно правильно расставить ударение и дать объяснение.


I: Агент мельком гусеница мусоропровод торты балуюсь комбайнер


II: столяр красивее газопровод звонит вахтёр щавель силос


III: алфавит километр свекла банты квартал тефтели понял

Пока ребята справляются с ударениями, мы проверим, как хорошо вы знаете пословицы. «Ведь пословица недаром молвится», «Без пословицы не проживешь». Мы по праву гордимся этим наследием, которые создал наш народ, и в нашей речи продолжаем употреблять пословицы и поговорки.
Назовите пословицы, в которых употребляются разные числа. Например, семь раз отмерь, один раз отрежь.

Второй конкурс. Конкурс знатоков поговорок
1. Благодаря этой поговорке можно определить цену и вес горя? (Узнать, почем фунт лиха.)
2. В какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет.)
3. Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку.)
4. Плеваться некрасиво, но когда из-за плевка можно даже умереть от жажды? (Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.)
5. Какая поговорка напоминает нам о каком-то событии, которое неизвестно, было ли когда-нибудь. (После дождичка « четверг.)
6. В какой пословице говорится о том, что рано вставший успевает больше сделать за день? ( Кто рано встает, тому Бог подает.)

Третий конкурс. Конкурс знатоков пословиц.
Ведущий. Следующее задание — подобрать окончания к пословицам.
1. Сам пропадай — … (а товарища выручай).
2. По одежке встречают — … (по уму провожают).
3. Семь раз отмерь — … (один раз отрежь).
4. Глаза страшатся — … ( а руки делают).
5. С кем поведешься — … (от того и наберешься).
6. Грамоте учиться — … (всегда пригодится).
7. Любишь кататься — … (люби и саночки возить).
8. Не зная броду — … (не суйся в воду).
9. Что посеешь — … (то и пожнешь).
10. Старый друг — … (лучше новых двух).
11. За двумя зайцами погонишься — … (ни одного не поймаешь).
12. Береги платье снову — … (а честь смолоду).
13. Не место красит человека — … (а человек место):
14. Кто не работает — … (тот не ест).
15. В учении трудно— … ( легко в бою)
16. Лучше умный молчун — … (чем речистый болтун)
17. Слово не воробей — ….(вылетит – не поймаешь)
18.Не имей сто рублей — …(а имей сто друзей)

Четвертый конкурс. Придумать мини-рассказ по пословице
1. Тише едешь, дальше будешь
2. Кончил дело, гуляй смело.
3. Один в поле не воин.
(На выполнение задания дается 1-2 минуты).

Конкурс для болельщиков «Семь и один».
Болельщикам предлагается вспомнить как можно больше пословиц с числом «один» и «семь».
Семеро одного не ждут.
Семь раз отмерь, один раз отрежь
Один за всех, и все за одного
Один в поле не воин.
Семеро с ложкой, один с сошкой.
Семь бед — один ответ.
Одна пчела много мёду не натаскает.
Одной рукой и узла не завяжешь.

Ведущий. А теперь от пословиц и поговорок перейдем к фразеологическим оборотам, которыми так богат наш язык. Как, где и почему они появляются?
Двусмысленные выражения могут приходить к нам и из сказок, написанных русскими или иностранными писателями. Очень много словосочетаний заимствовано из басен, песен, рассказов, романов.. Из басен И.С. Крылова вошли в нашу речь такие крылатые выражения, как: «Рыльце в пушку»;
«Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона!»; «Кто в лес, кто по дрова»;
«Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку»;
«Медвежья услуга» и многие другие.
Попробуйте вспомнить какие-либо словосочетания из прочитанных вами произведений и объясните их значение.

Пятый конкурс. Объясните фразеологизмы

1. А Васька слушает, да ест (И. С. Крылов). Так говорим, когда один понапрасну, впустую тратит слова на убежде¬ние, а другой, уверенный в безнаказанности, продолжает заниматься своим делом.
2. А ларчик просто открывался (И. С. Крылов). То есть зачем было мудрить, тогда как все это решается очень легко.
3. Слона-то я и не приметил (И. С. Крылов). Смысл этих слов: заметить мелочи, но не увидеть самого главного, существенного
4.Выражения, которые мы с вами то и дело употребляем в разговоре, приходят также и из песен, пословиц и поговорок, сложенных в народе. Вот почему так сложно, а часто невозможно определить их авторов. Поэтому их называют народными.

Шестой конкурс. Конкурс загадок.

Ведущий. Загадка – это мудреный, замысловатый вопрос, в котором что-то загадано «под маской», под личиной.
Каждой команде дается по загадке (в порядке очередности):
1. У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестер? (Одна).
2. Шли сообща: сын с отцом, да дед с внуком. Сколько их? (Дед, отец, внук).
3. Шли две матери с дочерью, да бабушка с внучкой; нашли полтора пирога.
По многу ли досталось? (По полпирога.)
4. Что с козлом после шести лет бывает? (Седьмой пойдет).
5. Шесть ног, две головы, один хвост – что это такое? (Всадник и лошадь).
6. У двух матерей по пять сыновей, одно имя всем. (Руки и пальцы)
7.За домом у дорожки
Висит пол-лепешки.
Без рук, без ног, зато с рогами,
А ходит он под небесами. (Месяц)
8.Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят?
(Созвездие Большой Медведицы)
9.Плавает туда-сюда
Целый остров изо льда.
Над водою — ухо,
Под водою — брюхо. (Айсберг)
10.С высоты большой срываясь,
Грозно он ревёт
И, о камни разбиваясь,
Пеною встает. (Водопад)
11. Носит бабка
Снежную шапку,
Каменные бока
Закутаны в облака.
Лето, а она в смешной
Белой шапке ледяной. (Гора)

Седьмой конкурс. Творческая мастерская.
Командам предлагаются слова. Нужно сочинить загадку и загадать её другой команде.

Восьмой конкурс. Собери мозаику.
Командам дается конверт, в котором «рассыпалась» загадка. Ее нужно собрать правильно и отгадать.
В загадке говорится об интересном спутнике. Например:
Под стеклом сижу,
Во все стороны гляжу.
В лес со мной соберетесь –
В пути не собьетесь.

Заключительное слово учителя
Четкие, образные слова и выражения, с которыми мы сегодня познакомились, — это всего лишь капля в море слов. Но, возможно, эта капля приведет вас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие. Мы пользуемся пословицами и поговорками в нашей повседневной речи, используем их, когда хотим высказать нашу мысль более красочно, ярко.
Один умный человек сказал: «Мудростью нужно уметь пользоваться». И поэтому, уж если полез за словом в карман мудрых людей, делай это с умом. Помни, слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять то или иное слово, выражение.

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Комментирование закрыто.

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Google Plus.      Twitter.      YouTube.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2018    При использовании материалов ссылка на источник обязательна.   //    Войти