Литература

Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе

Цели урока:

• Развитие любви к поэзии, навыков выразительного и внимательного чтения, устного словесного рисования, расширить представление о ценности и красоте родной земли.
• Познакомить учащихся с особенностями стихотворений русских поэтов XIX века и музыки о Родине, родной природе.
• Содействовать духовному и эстетическому развитию учащихся, развитию любви к поэзии и музыке.

Задачи:

развивать способность к эмоционально-эстетическому восприятию родного края, как источника любви и вдохновения;
воспитывать заботливое и бережное отношение к природе родного края

Тип урока: урок-концерт

Оборудование урока: музыкальные записи П.И.Чайковский «Времена года», презентация к уроку с репродукциями работ художников, посвященными русской природе, компьютер, мультимедийный проектор, портреты поэтов: И.С. Никитина, Ф.И. Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Плещеева, И. 3. Сурикова.

Эпиграф. Человек может быть счастлив только тогда, когда он живёт в гармонии с природой. Тогда и природа по-доброму относится к человеку. Любите природу и свою Родину.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент
Вступительное слово учителя
«Кто был глух к природе с детства, в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть и просто человечность».
(Сообщение темы урока.)
— Какая проблема вытекает из этого высказывания? (Проблема человечности.)
— Как вы думаете, можно ли её решить? Кто нам её может помочь решить? (Поэты.)
— Попытайтесь сформулировать тему нашего урока. Дети называют тему урока.

Русские поэты 19 века о родине, родной природе и о себе. Эпиграф урока.

— Тема природы в творчестве поэтов, музыкантов и художников — вечная. Ещё древний человек ощущал себя частью природы. Но с течением времени, с развитием цивилизации эта связь нарушилась. Человек начал мучительно размышлять о том, в каких отношениях с окружающей природой он находится.
Тема природы по-разному проявлялась в творчестве разных поэтов, художников и композиторов. Цель нашего урока — погрузиться в этот мир и почувствовать их настроение.
Итак, сегодня мы познакомимся с поэзией русских поэтов 19 века, вспомним средства и приёмы лирического произведения, позволяющие развивать у нас чувства чуткого отношения к красоте родной природы, Родине.

Звучит музыка.

Поднимаем руки вверх.
— Здравствуй Небо! Мы рады встрече с тобой. Ты такое высокое свободное и бесконечное!
Руки вниз
— Я приветствую тебя Земля! Ты даёшь всем жизнь! Руки в стороны
— Я приветствую тебя Вода! Ты источник жизни на земле! Руки поднимаем в стороны ладонями вниз
— Я приветствую тебя Воздух!
Руки поднимаем вверх ладонями вверх
— Я приветствую тебя Солнце! Ты такое ласковое и горячее!
— Добрый день!

I. Выявление познавательного интереса.
— В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем времена года… Если мы узнаем, поймём, как видят и чувствуют времена года поэты, мы с вами станем богаче. Богаче духовно, мы словно проникнем в душу другого человека. А научившись понимать стихи, мы научимся лучше понимать людей, а значит, станем человечнее.

Давайте посмотрим на портреты людей, которые своими стихами помогут нам почувствовать красоту всех времен года. Портреты поэтов Ф. И.Тютчев, И. С. Никитин И. З. Суриков, А. Н. Плещеев, А. Н.Майкова

II. Звучит Зимний цикл «Времён года» П.И.Чайковского. Сейчас за окном зима, отправимся под музыку Чайковского в этот волшебный мир, вместе с поэтами, художниками. Картины о зиме.
Учащиеся читают стихотворения: Ф.Тютчева «Зима недаром злится», И. Никитин «Зимняя ночь в деревне», И. 3. Суриков «Зима». Далее они отвечают на вопросы:
— Какие чувства по отношению к зиме испытывают поэты? — Чем оно тебе понравилось?
— Какие художественные средства использовали поэты? Примеры.
— Почему олицетворение является самым ярким художественным средством? Привести примеры.
— Какие мотивы нашли отражения на картинах русских художников Исаака Левитана,

III. Звучит Весенний цикл «Времён года» П.И.Чайковского. Картины о весне.

Учитель литературы. Весна вдохновляла и вдохновляет многих поэтов и композиторов на создание чудесных произведений.

Учащиеся читают стихотворения Ф. Тютчева «Весенние воды», А. Н. Плещеева «Весна». Вопросы для беседы:
— Почему так много жизни в стихотворениях о весне?
— С помощью каких выразительных средств поэты передают своё отношение к этому времени года?
— Какие краски и почему преобладают на картинах художников?
— Что общего в настроении всех этих стихотворений и музыкальных фрагментов?

Минутка отдыха.

Звучит музыка, ребята выполняют плавные движения похожие на явления природы: летят и падают снежинки, кружатся листики, идёт дождь….
Настала минутка отдыха. Представьте, что вы часть природы, также летите, как снежинки, кружите, как листики и как дождик капаете по крышам.

IV. Звучит летний цикл «Времён года» П.И.Чайковского.
Учащиеся читают стихотворение Ф.Тютчева «Как весел грохот летних бурь»
— Какие краски, помогают поэтам передать свои чувства к этому времени года?
— Какое настроение передаёт музыка?
— Какие чувства вызывают у вас эти картины? (Чувства гордости за нашу природу, за её красоту, чувства гордости за свою великую Родину.)
Какие впечатления оставляют картины русских художников?

V. Звучит осенний цикл «Времён года» П.И.Чайковского.
Учащиеся читают стихотворения А.Майкова «Ласточки», Ф.Тютчева «Есть в
осени первоначальной» И.Никитин »Утро» Вопросы для беседы:
— Какие чувства, кроме грусти, описывают поэты? Примеры.
— Какие краски, звуки, запахи осени помогают поэтам передать свои чувства?
— Какое настроение передаёт музыка?
— Какие впечатления оставляют картины русского художника И. Левитана?

VI. Выводы по уроку. Как художники, поэты, музыканты изображают природу? ( И художники, и поэты рисуют картины. Изображая красоту природы, родного края художники пользуются красками, а поэты рисуют словами). Какое стихотворение вам понравилось больше всего? Чье исполнение стихотворений в классе вам запомнилось?

Мы еще не раз будем слушать произведения великих композиторов, читать стихотворения великих поэтов, стараясь понять, почувствовать то, о чем они рассказывают.

VII. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть. Нарисовать рисунок к любому стихотворению.

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *