Классное руководство

Счастье — это когда тебя понимают

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ,

ПОСВЯЩЕННОЕ

ДНЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ

  ТОК-ШОУ:

 

Цель:

          способствовать воспитанию доброты, чуткости,

сострадания и сопереживания, толерантности и

доброжелательности.

Задачи:

1. Развивать критическое мышление, умение вести

диалог и аргументировать свою позицию, находить

компромиссные решения обсуждаемых проблем.

2. Воспитывать уважительные отношения к людям,

независимо от национальной, социальной,

религиозной принадлежности, взглядов,

мировоззрения, стилей мышления и поведения

3. Формировать отрицательное отношение к насилию

и агрессии в любой форме.

  Учитель: Представьте себе такую фантастическую картину. По бескрайним просторам Вселенной мчится космический корабль с экипажем па борту. Все члены экипажа — отверженные. По решению сообщества объединенных миром, они не имеют права ступать на какую бы то ни было планету. Их участь — стать вечными изгнанниками Вселенной. На борту корабля собрались носители самого страшного вируса — вируса расизм, национализма, шовинизма. Это картина из рассказа американского писателя-фантаста. По его мнению, в далеком будущем носителе этого страшного вируса останется так мало, что их можно будет поместить на борту одного космического корабля и выслать за предел! Вселенной. Это картина далекого будущего, но пока носителей этого вируса на Земле немало. Есть они и у нас, в России. «Счастье — это когда тебя понимают» — такова тема сегодняшнего ток-шоу. Передаю слои ведущему.

Знакомство

Ведущий. Бритые головы, нацистское приветствие, флаги со свастикой, лозунги «Россия — для русских!» — всем знакома такая картина. По подсчетам социологов, только в Москве свыше 5 тысяч уличных националистов, а в России их несколько десятков тысяч. С каждым годом растет количество преступлений на почве национальной нетерпимо­сти. Человеческие трагедии, искалеченные судьбы, заблудшие души. Как выживать в этом враждебном мире? Как защитить свое националь­ное достоинство и сохранить мир в собственном доме? Как сохранить свое «лицо русской национальности»? На эти вопросы мы попытаемся ответить в ходе сегодняшнего ток-шоу. Представляю наших гостей. Врачюристисторикии «лицо кавказской национальности».

 Ведущий: В разные времена многие отечественные историки и писатели пытались переложить, пересказать, перевести текст древнейшего летописного свода Руси XI в. «Повесть временных лет» с древнерусского языка на язык, понятный современному читателю. Давайте познако­мимся с переложениями летописного сказания о мести княгини Оль­ги.

 

Чтец 1:                                       Месть Ольги

От древлян пришли в Киев послы и сказали Ольге: «Нас послала к тебе древлянская земля. Мужа твоего мы убили, потому что он нас грабил, а наши князья добрые, не пойдешь ли ты, замуж за нашего князя Мала?» Ольга им на это сказала: «Люба мне ваша речь, уж мужа мне не воскресить; завтра я хочу сделать вам почет перед моими людьми: идите-ка в свою ладью, да и лягте в ней; когда же я завтра пришлю за вами, так и скажите: не хотим ни идти, ни верхом ехать, а несите нас». Древляне послушались ее, так и отвечали назавтра киевлянам. Киевляне им сказали: «Мы люди невольные, князь наш убит, а кня­гиня замуж идет за вашего князя». И подняли они лодку, на которой сидели все 20 послов древлянских, да и понесли к терему княгини: древляне сидели в лодке и величались, а киевляне принесли их на двор к терему, да и броси­ли с лодкой в глубокую яму. Ольга посмотрела на них из терема и спросила: «Довольны ли честью?» А они закричали: «Ох! Хуже нам Игоревой смерти». А Ольга велела их тут же засыпать живых в этой яме. Потом она послала ска­зать древлянам: «Я хочу идти за вашего князя, но только еще пришлите послов, именитых людей, иначе киевляне меня не отпустят». Древляне поверили, по­слали своих старшин. Ольга велела для них по приезде истопить баню; пошли они туда, а княгиня приказала ее зажечь — так они там и сгорели. Все древлянские города покорились Ольге, кроме Коростеня, того само­го, жители которого убили Игоря… Целое лето Ольга с войском простояла под городом, а взять не могла. Наконец посылает им сказать, что лучше им покориться и дань заплатить. Они отвечали, что рады заплатить и медом, и мехами. Ольга им на это сказала: «Не нужно, и изнурять вас не хочу, дайте мне только по три голубя да по три воробья с дома». Как услыхали это древляне, обрадовались, что она наложила такую легкую дань. Тотчас же ей доставили птиц. Она сказала, что завтра же уйдет в Киев, сама раздала каж­дому в своем войске по голубю или по воробью, да и велела, как стемнеет привязать к каждой птице серу и трут зажечь и пустить на волю. Так и сдела­ли. Голуби и воробьи полетели в свои гнезда в древлянских домах. Тотчас же все дома в Коростене загорелись. Древляне перепугались, бросились бежать, а Ольгины воины стали их ловить. Часть их сделала Ольга рабами, а на других наложила тяжелую дань.

 Ведущий: Что вы понимаете под словом «месть» и как относитесь к этому

явлению? Кому именно мстила Ольга? А как вы, люди другого века,

другой цивилизации относитесь к мести княгини Ольги?

Диагноз — национализм

Ведущий. Что же это за диагноз — национализм, шовинизм, на­цизм, фашизм?

Вопросы врачу.

Врач. Национализм — нетерпимость к людям другой националь­ности, неприятие

их национальных традиций, обычаев, норм.

Шовинизм — крайняя форма национализма, проповедь нацио­нальной исключительности.

Расизм — теория и политика, утверждающая превосходство одной расы над другой.

Фашизм — политическое течение, опирающееся на прямое наси­лие, шовинизм и расизм.

Нацизм — одно из названий германского фашизма, произошедшее от названия национал-социалистической рабочей партии Германии.

Все эти теории объединяет одно: разжигание национальной вра­жды и ненависти. Вирус национализма, шовинизма, расизма в последнее время поражает все больше и больше людей в России и мире.  Появляются организации, проповедующие национальную и расовую нетерпи­мость.

 Ведущий. Как к этой информации относятся участники ток-шоу?

Приходилось ли им сталкиваться с действием этого вируса?

Примерные ответы детей:

— Видел демонстрации нацболов в выпусках новостей.

— Ничего плохого в этом не вижу. Всех этих «черных» и «узкогла­зых» нужно поставить на место.

— В Эстонии эстонские националисты притесняют русских, рус­ский национализм — это ответная реакция.

— Ребята ходят в общежитие бить вьетнамцев.

— Гитлер истреблял евреев. И сейчас есть люди, которые их не­навидят.

 

Ведущий:В наши дни вопросы, связан­ные с таким явлением, как месть, по-прежнему волнуют людей. Писатель создает исключительную ситуацию: во время Великой Отечественной войны каратели дотла сжигают хутор, а жителей — од­них убивают, других угоняют в неволю. И вот на пепелище остается одна Мария, мужа и сына которой повесили.

 Чтец 2.                           Матерь человеческая

Мария сквозь слезы осмотрела двор и вспомнила: погреб! Там она смо­жет укрыться от дождя и снега, от зимних холодов, от вражеских пуль и сна­рядов, там, в этом погребе, можно жить… Погреб был цел, даже деревянная крышка его лаза не сгорела. Мария протянула руку, чтобы поднять тяжелую крышку. Сжимая в руке вилы, Мария откинула крышку лаза и отпрянула. На земляном полу погреба, прислонившись к низкой кадушке, сидел живой немецкий солдат. Он, не мигая, смотрел на нее… Мария успела заметить, что немец был бледный, изможденный, стойкой шеей и что он был ранен: серый его китель был расстегнут, а на застиранной ночной сорочке багровело пятно крови. В какое-то неуловимое мгновение Мария заметила, что немец испугался ее, и поняла, что он безоружен. Мария высоко подняла вилы, слегка отвернулась, чтобы не видеть то страшное, что должна была сделать, и в это мгновение услышала тихий, сдав­ленный крик, который показался ей громом:  — Мама! Ма-а-ма!..

Слабый крик множеством раскаленных ножей впился в грудь Марии, пронзил ее сердце, а короткое слово «мама» заставило содрогнуться от нестерпимой боли. Мария выронила вилы, ноги ее подкосились. Она упала на колени и, прежде чем потерять сознание, близко-близко увидела светло-голубые, мокрые от слез мальчишеские глаза… Осторожным прикосновением пальцев Мария расстегнула окровавлен­ную сорочку немца, слегка надорвала ее, обнажила узкую грудь. На груди, с правой стороны увидела две продолговатые раны, затянутые запекшейся кровью. Также осторожно стащила мундир, повернула раненого на бок, ос­мотрела спину. На спине была только одна рана, и Мария поняла, что второй осколок бомбы не вышел, засел где-то в груди. Обхватив руками колени, Мария неподвижно сидела у изголовья Вернера Брахта, не выпуская из рук его холодеющие руки. Заметив в щели неплотно закрытого люка, что взошло солнце, она осторожно поднялась, погасила све­тильник, открыла люк. Свежий, прохладный ветер хлынул в погреб, шевель­нул на бессильно откинутой голове умирающего белокурые волосы. А совсем рядом, внизу, в полутемном углу погреба умирал человек почти мальчик, по имени Вернер Брахт. Умирал  бесцельно, глупо посланный на смерть в угоду свирепым и жадным правителям его страны, которых он никогда не виде; и не хотел видеть и в угоду которым, еще не живший, не знавший любви и ненависти, сейчас отдавал свою молодую жизнь… Вернер Брахг умер перед полуднем, Мария закрыла ему глаза, пригладила ладонью растрепанные волосы, положила руку на холодеющий лоб…

.. .Она посидела немного. Вытерла слезы, подумала о том, что жизнь берет свое, что ей надо жить, что надо вынести покойника из погреба, это темной, угрюмой норы, уготованной ей судьбой, чтобы потом все обладит и приготовить к зиме жалкое свое жилье…

 Ведущий: Какое чувство к раненому солдату хотел вызвать у читателей  автор повести? Мария решилась на убийство? Чем было вызвано это решение?

Что остановило женщину? Почему она так поступает?

 Ведущий: Все больше и больше людей в наши дни, руководствуясь гуманными принципами, приходят к выводу, что в ситуациях вооруженных конфликтов месть не способствует их разрешению, а, наоборот, затягивает конфликт, ухудшает его последствия. Согласны ли вы с этим?

 

Ведущий. Снова вопрос к врачу. Чем опасен этот вирус именно у нас, в России?

 

Врач. Россия — многонациональная страна. Национализм, шови­низм ослабляют единство народа, толкают людей на преступления, на терроризм. Это может привести к тому, что маленькие народы по­чувствуют себя обделенными, обиженными. Они захотят  выйти из состава России. Может начаться гражданская война, которая приве­дет к распаду государства.

Исповедь пострадавшего

Ведущий. Среди наших гостей — «лицо другой националь­ности». Слушаем его.

 Лицо другой национальности. Я и моя семья — беженцы из Нагорного Карабаха. 15 лет назад там шла война между армянами и азербайджанцами. И мои родители, спасаясь от уничто­жения, приехали в Россию. Россия приютила мою семью, предоста­вила убежище и гражданство. Мои родители нашли в России новых друзей, работу. Здесь, в России, родился я, здесь мой  дом, моя родина. Почему же иногда я встречаю косые взгляды на улице, почему слышу в свой адрес презрительные клички:  «хачик», «кавказец», «черный», «чурка»? Почему меня постоянно останавливает милиция, как будто я преступник?

 Ведущий (обращаясь к слушателям). Что можно ответить на­шему гостю?

Примерные ответы детей:

— Люди с Кавказа часто ведут себя очень агрессивно, самоуве­ренно, иногда сами «нарываются» на конфликты.

— Не обращай внимания, везде есть ненормальные.

— Потому что эти «беженцы» живут в России лучше, чем коренные жители.

— Это обыкновенная зависть.

— Потому что Россия — для русских, все остальные должны от­правляться по домам, ведь война уже закончилась.

— Милиционеры знают, что люди «кавказской национальности» часто совершают преступления.

— Потому что многие из вас показывают презрительное отношение к русским, к России. Но почему-то живут здесь, а не у себя, в независимых республиках.

— Это просто бескультурье, дикость и варварство — презирать человека за его национальность.

 Ведущий(обращаясь к кавказцу). Ваша оценка этих высказы­ваний?

 Лицо другой национальности. У меня же не написано на лбу, что я приехал именно из Нагорного Карабаха, меня презирают именно как выходца с Кавказа. А на Кавказе живут десятки народов, и многие из них входят в состав России. Представители этих народов учатся, работают, несут армейскую службу рядом с русскими. У этих народов обостренное чувство гордости. Унижая эти народы, русские только отталкивают их от себя, ослабляют Россию.

 В едущий. Ну, в нашем классе вас никто не оттолкнет. Подними­те руки, кто хотел бы дружить с «лицом другой национальности»? (Дети реагируют на предложение.)

Лицо русской национальности

Ведущий. Национальный вопрос в России — это очень больная тема. Слушаем историков.

 Историк 1. Веками на территории России жили десятки народов. Вместе работали, вместе защищали страну от захватчиков. Великая Отечественная война кровью породнила все народы Советского Сою­за. В Братских могилах лежат русские, армяне, украинцы, грузины, казахи, татары, осетины, башкиры, белорусы — люди всех националь­ностей СССР. Эта война сделала их действительно братьями.

 Историк 2. Россию называют «плавильным котлом» народов и рас. Но, ни один народ не исчез, не расплавился в этом котле. Об этом гово­рят и результаты последней переписи населения: сейчас в России проживают люди 160 национальностей, а по предыдущей переписи было 129. Это национальное многообразие — настоящее богатст­во России. Ведь у каждого народа — своя культура, традиции, свой исторический опыт. Украинец Гоголь, еврей Левитан, армянин Ай­вазовский, грузин Багратион, белорус Шостакович, тысячи других талантов — все они обогатили русскую культуру, и все они для нас и для мира — русские. Невозможно представить русскую историю без имен И.В. Мичурина, И.С. Тургенева, Ф.И. Тютчева, Н.М. Карамзина, К.А. Тимирязева, СВ. Рахманинова, Б.П. Шереметьева, М.И. Кутузова, Л.П. Ермолова, Ф.Ф. Ушакова, А.А. Ахматовой — и у всех у них татар­ские корни.

 Историк 1. А сколько иностранцев верой и правдой служили России, отдава­ли ей часть своей жизни, часть своей души. И не имеет значения, какой крови были эти люди. Важно, что сами себя они считали русскими. Вот, например, непревзойденный знаток русского языка В. Даль не имел ни капли русской крови. Отец — датчанин, мать — немка. «Я русский по духу» — всегда заявлял Даль. «Человек той национальности, на языке которой он думает», — говорил Даль. Такими, русскими по духу, были многие иностранцы.

 Историк 2. Немка Екатерина II, правление которой — целая эпоха в истории России. Итальянец Растрелли и француз Монферан, знаменитые архитек­торы Петербурга. Немец Крузенштерн, совершивший первое кругосветное путе­шествие. Немец Шлиман, который организовал раскопки Трои. Фонвизин, Лермонтов, Пушкин — потомки иностранцев, которых приютила Россия.

Историк 1. Все они — полноправные участники многовековой и славной рус­ской истории! Все они по праву называли себя русскими. Так что лица русской национальности — это не обязательно чистокровные русские, да таких сейчас, наверное, и не найдешь.

 Ведущий. Хотелось бы услышать мнение участников ток-шоу. Есть ли среди вас чистокровные русские? И у кого какие националь­ности были в роду? (Дети высказываются.) Прошу уважаемых историков прокомментировать высказывания участников ток-шоу.

 Историк 2. Это неудивительно, что почти у всех наших однокласс­ников были в роду люди разных национальностей. Ученые подсчита­ли, что люди, у которых в роду есть кровь разных народов, составляют больше половины человечества.

Фашизм «подорожал»

Ведущий.Национальная, расовая нетерпимость становится причиной преступлений. Какие наказания предусмотрены за эти пре­ступления? Слово юристу.

 Юрист. В 2007 г. депутаты Госдумы ужесточили наказание за преступления на расовой, национальной почве. Можно сказать, что «фашизм» подорожал. Теперь свастика на стенах домов может стоить 3 лет свободы, осквернение могил или памятников — до 5 лет. За изготовление, продажу или приобретение нацистской атрибутики придется заплатить штраф от 1 до 2,5 тысяч рублей, а если это частный предприниматель, то и до 100 тысяч рублей. Ужесточение наказаний вызвано тем, что национализм стал угрожать безопасности России, спокойствию и благополучию граждан. Нельзя допустить, чтобы внуки и правнуки тех, кто спас Россию от коричневой чумы, разрисовывали свастикой заборы и разрушали могилы людей только за то, что они принадлежат к другой вере или национальности.

 Ведущий. Что скажут участники ток-шоу? Не слишком ли строгие наказания были установлены депутатами? (Ответы детей.) Но откуда берутся фашисты в стране, победившей фашизм? (Ответы детей.) Прошу юристов прокомментировать мнения участников.

 Юрист. Что касается строгости наказания, то уже всем стано­вится ясно, что националистические организации — это не детские шалости и не игра. За этими организациями стоят взрослые люди, которые, используют молодежь в своих политических интересах. И ре­бята должны критически относиться к лидерам, которые предлага­ют им быстрые способы решения трудных общественных проблем, а вместо этого толкают на преступление.

Лекарство от расизма

Ведущий. Приступаем к последней части нашего ток-шоу. Ви­рус национальной вражды и нетерпимости не смогли побороть даже люди будущего. В фантастическом рассказе американского писателя людей, зараженных этим вирусом, изгнали из Вселенной. А что же делать с этим вирусом в наши дни? Есть ли лекарство от национализ­ма, расизма национальной нетерпимости? По одной минуте нашим гостям.

 Врач. Единственное лекарство — это толерантность, умение жить в мире с окружающими, терпимо относиться к их взглядам, обычаям, традициям.

 Историк. Русские всегда были терпимы к чужой вере и нацио­нальности. Эта терпимость поможет нам и сейчас. Главное, чтобы приезжие не оскорбляли наши, русские святыни.

 Юрист. Лекарство — то же, что и во всем мире: толерантность, уважение прав всех народов. И выполнение законов России, по ко­торым национальная нетерпимость — это преступление. По предло­жению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты.

 Лицо   другой   национальности. Нужно, чтобы в России научились уважать права человека, права личности. Чтобы не стремились всех причесать под одну гребенку. Нам нужно учиться толерантности, умению жить в разнообразном мире.

 Ведущий. И — мнения участников ток-шоу.

Примерные ответы детей:

— Мы очень мало знаем о народах, которые живут рядом с нами, нужно их изучать.

— Надо видеть не недостатки, а достоинства разных народов.

-Чтобы уважать другие народы, нужно сначала изучить свой   народ, свою историю.

— Нужно сделать так, чтобы дети разных народов больше обща­лись: устраивать фестивали, олимпиады.

— Нужно, чтобы и все народы научились уважать русских и Рос­сию, которая дала им пристанище, а не требовали к себе осо­бого отношения.

— Если воспитывать толерантность, то у всех наций, а не только у русских. Иначе нам просто сядут на голову в нашем собствен­ном доме.

 ВедущийЖелание отомстить — очень сильное чувство, проявляющееся независимо оттого, в какие времена живут люди. Сопротивляться ему бывает очень трудно. Познакомимся еще с одним героем, вашим ровесником, который оказался в сложной ситуации выбора: отомстить обидчику или удержаться от этого желания.

Чтец 3                                        Мститель

Вместо того чтобы сидеть на скучном уроке по арифметике, нам выпал удача копать картошку на школьном участке. Если вдуматься, копать картошку — чудесное занятие по сравнению с разными там умножениями чисел, когда нельзя ни громко высморкаться, ни повозиться с приятелем (кто кого повалит), ни свистнуть в пальцы. Я наклонился, чтобы слепить шарик потяжелее, как вдруг почувствовал сильный удар между лопаток. Мгновенно распрямившись и оглянувшись, я увидел, что по загону бежит от меня Витька Агафонов с толстым прутом в руке. Значит, вместо того чтобы бросить свой комок земли в небо, он под­крался ко мне сзади и ударил меня комком, насажанным на прут. Вскоре созрел план мести. Через несколько дней, когда все позабудется, я,как ни в чем не бывало, позову Витьку в лес жечь теплинку. А там, в лесу и на­бью морду. Просто и хорошо. То-то он испугается один в лесу, когда я скажу ему: «Ну что, попался на узенькой дорожке?» Нет, я сзади бить не будущему дам прямо в нос. Или отплатить тем же? Раз он меня сзади — значит, и я его сзади. Только он нагнется за сухим сучком, а я как тресну по уху, чтобы загу­дело по всей голове. Он обернется, тут-то я ему и скажу:«Ну что, попался на узенькой дорожке?» А потом уж и в нос… На горе, где начались маленькие елочки, выпал удачный момент: как раз Витька, шедший впереди меня, наклонился, что-то рассматривая на земле, а ухо его словно бы еще больше оттопырилось, так и просило, чтобы я по нему стукнул, чт. е. силы. На опушке леса в траве мы тотчас наткнулись на стаю рыжиков. Опять наткнулся Витька, недаром у него глазищи по чайному блюдечку. Крепкие, красные, боровые росли грибы в зеленой траве. И хоть целый день грело солнце, они все равно были холодные, как лягушки. В большом рыжике в се­редке стояла чистая водичка, как все равно нарочно налили для красоты. Поджарить бы на прутике, да жаль соли нет. Вот бы славно поели! На горящую сосновую ветку мы стали класть тонкие сухие палочки. Мы их клали сначала колодцем, крест-накрест, потом стали класть шалашиком. Постепенно пошли палочки потолще, еще потолще, и теплинка наша разго­релась ровным сильным огнем. Она хотя и была небольшая, но сразу видно, что не скоро погаснет, если даже не подкладывать в нее дров. Ну что же, вот и теплинка прогорела, сейчас пойдем домой, и тут я буду должен… Что бы еще такое придумать, очень не хотелось сразу идти домой. — Все под руками у нас в деревне: лесок так лесок, речка так речка. Мы, но колено заходим, в светлую текучую воду, которая очень холодная теперь, наклоняемся над водой и пьем ее большими вкусными глотками. Ну, вот и попили и умылись. Делать больше нечего, надо идти домой. Под ложечкой у меня начинает ныть и сосать. Витька доверчиво идет впереди. Его уши торчат в разные стороны: что стоит развернуться и стукнуть! Что стоит? А вот попробуй, и окажется, что это очень непросто ударить человека, который доверчиво идет впереди тебя. Да и злости я уж не слышу в себе. Так хорошо на душе после этой теплинки, после этой речки! Да и Витька, в сущности, не плохой мальчишка — вечно он что-нибудь придумает. Если он еще раз стукнет меня промежду лопаток, тогда-то уж я ему не спущу! А теперь — ладно. Мне делается легко от принятого решения не бить Витьку. И мы заходим в село как лучшие дружки-приятели.

Ведущий:Знакомо ли кому-нибудь из вас чувство, которое испытывает в начале рассказа его герой? Были ли в вашей жизни аналогичные ситуации?

Чем закончилась конфликтная ситуация?

 Ведущий:  Месть — это не только явление минувшего, не только феномен, существующий на войне или в мире взрослых. Месть или отказ от мести — выбор, перед которым может оказаться каждый. Как видим, искоренить национальную вражду и не­терпимость не так просто. А некоторые считают, что и не нужно их искоренять. Но надеюсь, что обсуждение этих вопросов не оставит вас равнодушными, кому-то даст пищу для размышлений, а кого-то удержит от правонарушения. А значит, жизнь вокруг нас станет чуть-чуть спокойней и безо­пасней.

 Учитель. Люди старшего поколения хорошо помнят эпизод из кинофильма «Цирк», где чернокожего малыша, рожденного белой американской женщиной-циркачкой, бережно передают с рук на руки зрители: украинец, грузин, еврей… А директор цирка приговаривает: «Рожайте ребятишек белых, чер­ных, желтых, хоть серых в яблочко, хоть розовых в полоску!» Так воспитывалась национальная терпимость в годы советской власти. Сейчас другое время. Бывшие братья разошлись по отдельным квартирам. Но Россия, как и прежде, осталась многонациональной державой. И в этом — ее уникальность, в этом ее богатство. И может быть, без этого богатства не будет самой России. В заключение хочу прочитать слова Д.С. Лихачева: «Осознанная любовь к своему на­роду несоединима с ненавистью к другим. Любя свой народ, свою семью, скорее будешь любить другие народы и другие семьи людей. …Ненависть к другим народам (шовинизм) рано или поздно пере­ходит и на часть своего народа — хотя бы на тех, кто не признает национализма». Что дал вам сегодняшний разго­вор? Будете ли вы терпимее к людям с другим цветом кожи, с другим разрезом глаз, к людям другой национальности? (Ответы детей)

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *