Русский язык

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины

ЦЕЛИ:

Образовательные.

Познакомить со сложноподчиненными предложениями. Закрепить умение определять границы главного и придаточного предложений. Развитие орфографической и пунктуационной зоркости учащихся, умений определять значения придаточных СПП, осуществлять синтаксический разбор сложного предложения.

Воспитательные.

Помочь детям научиться концентрировать свое внимание на выполняемой работе.

Содействовать нравственному воспитанию учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ:

таблица;

дидактический материал;

схемы предложений;

картина. Озеро Байкал;

индивидуальные карточки.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Постановка цели.

Сегодня мы изучим еще один вид СПП и должны научиться отличать его от других видов СПП, правильно ставить знаки препинания внутри предложения, а также рассмотрим иные способы выражения того же значения в тексте

II. Проверка домашнего задания.

1. Повторение изученного.

-Что называется сложным предложением?

-Какие разновидности сложных предложений мы изучили?

-Какие виды СПП мы уже знаем? Например.

-Как определить значение СПП? Например.

— Рассказать о СПП с придаточными условия.

  1. Работа у доски по карточке.

У доски работает учащийся с карточкой: записать предложение, расставить знаки препинания, определить вид придаточного, построить схему предложения.

По синим волнам океана, лишь звезды блеснут в небесах, корабль одинокий несется, несется на всех парусах.

3. Словарная работа. Подлинное искусство, ровесник века, бессловесное существо, мировоззрение писателя, искусство, традиция, оптимист, пессимист.

 

  1. Объяснение нового материала

1. Материал наблюдений.

Так как Каштанка взвизгнула и попала ему под ноги, то он не мог не обратить на нее внимания.

На дне океанов всегда бывает ночь, потому что солнечные лучи не могут пройти через толщу воды.

Учащиеся должны определить предложения по строению, найти основы предложения; если предложение сложное, найти главное и определить придаточное.

Вывод.

-На что указывают придаточные предложения?

-На какие вопросы отвечают придаточные причины? (почему? от чего?)

  1. Чтение учащимися материала учебника, параграф 12 стр.57, 70.
  2. Работа с таблицей.

 

  1. Закрепление
  2. Объяснительный диктант.

Записать предложения, объяснить знаки препинания, определить вид предложения

В лесу всегда стоял шум, потому что это был старый дремучий бор. Красное море зовется так потому, что грунт у его берегов красного цвета. Древние народы считали письмо даром богов потому, что оно казалось им чудом. Так как отряд выступил от поселка довольно поздно, то пришлось идти почти до сумерек.

  1. Составление предложений по схемам. Работа по карточкам. Используя данные схемы, составить сложноподчиненные предложения,

определить вид придаточных,

(если …), то…

…,(если бы…)

…,(так как…)

… ,( потому что… )

  1. Творческая работа.

Добавьте к предложениям придаточные причины:

Я очень устал___________

Сразу потемнело_________

_____________все попрятались.

_____________мы были очень довольны.

Туристы остановились_____________

Ребята внимательно наблюдали за птицами_____________

Андрей подошел к скверу_____________________

 

4. Работа по развитию речи.

Учащимся предлагается ответить на заданные вопросы, используя СПП с разными видами придаточных.

— Почему озеро Байкал называют жемчужиной Сибири?

-Чем Байкал восхищает туристов? (Грандиозная дикая природа, которая волнует, восхищает и возвышает душу).

-В чем заключаются замечательные свойства байкальской воды? (Чистота, прозрачность, минерализация, вкусовые качества, исключительная насыщенность кислородом).

-Почему Байкал стал главной ареной борьбы за родную природу? (Нерадивое отношение к природным ресурсам, жизни людей).

-Что можно предпринять, чтобы сохранить природу озера? После выполнения работы учащиеся читают составленный рассказ, объясняют знаки препинания, указывают вид придаточных.

5. Задание: подобрать к главным предложениям соответствующие придаточные предложения, определить их вид. Один человек работает у доски.

1) Мама закрыла шторы что самолет улетел рано утром
2) Первыми тронулись на юг болотные птицы так как было душно
3) Мы решили упаковать вещи вечером из — за того потому что свет мешал малышу спать
4) Я плохо спал этой ночью так как болота уже начали замерзать.

6. Проверочная работа.

1. Определить значение СПП.

1. Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. (Л. Толстой)

2. Если хочешь быть любимым, люби. (Сенека).

3. Радость жизни была бы недоступна, если бы сердце человеческое никогда, ни на одну минуту не было захвачено грустью…(В. А. Сухомлинский)

4. Нам нужно все, что обогащает внутренний мир человека… (К. Паустовский)

5. Мы лишь тогда истинно живем для себя, когда живем для других. (Л. Толстой)

6. Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. (А. П. Чехов)

7. Сколько б мир я ни пел и ни славил, если что, он забудет меня. (И. Росляков)

8. Коли хочешь быть хорошим артиллеристом, с малых лет учись работать возле пушки. (В. Катаев)

9. Когда труд удовольствие, жизнь хороша. (М. Горький)

10. Если разговор ни к чему не ведет, то и одно слово лишнее. (Л. Толстой)

11 .Однажды зимой я остался ночевать у них, потому что поднялась метель. (И. Репин)

Ключ:

  1. Условия
  2. Условия
  3. Условия
  4. Изъяснительное
  5. Времени + условия
  6. Определительное
  7. Условия
  8. Условия
  9. Условия+времени
  10. Условия.
  11. Причины.

2. В индивидуальных карточках расставить в предложениях знаки препинания, определить вид придаточных, вставить в словах пропущенные буквы.

I вариант.

Он поступил так (не) обдума(н, нн)о только потому что (с) утра был в беспокойном с..стояни… (Л. Толстой). (Не) буд(?)те равнодушны ибо равнодушие смертоносно для души человека. (М. Горький). Там в июле луж..ца где в апреле р…ка.

II вариант.

Она видно не очень разборчива ибо с тех пор отвечает на его поклон самой милой улыбкою.(М. Лермонтов). Трудно было п .. .нять чем это огонь пр… влекал лягушку .Алексей п.. .полз туда куда уш.. .л самолет.

V. Подведение итогов.

-На какие вопросы отвечают придаточные причины? — С помощью чего присоединяются придаточные причины?

VI. Домашнее задание. Дифференцированное задание: упр157 «Сильные учащиеся» подбирают из художественных произведений 10 СПП причины

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *