7 класс Русский язык

Урок-зачет по теме «Союз»

Цель: проверить теоретические знания о союзе как части речи

Оргмомент

I. К доске вызываются два ученика. Первому из них дается за­дание составить план ответа по теме «Сходство и различие пред­логов и союзов».

Возможный вариант плана.

Общее: а) служебные части речи; б) не изменяются; в) не являются членами предложения.

Различие: а) предлог соединяет зависимые друг от друга слова в словосочетании; союз соединяет или независимые друг от друга слова в предложении, или предложения; б) предлог осуще­ствляет связь совместно с окончанием, союз — самостоятельно.

Второй ученик получает задание заполнить синонимический ряд, привести примеры предложений с данными союзами, записать од­но из них, составить его схему.

потому что —…                 однако же —…

как будто —…                    так что —…

как только —…                  то есть —…

с тем чтобы —…                также —…

II. На доске записаны предложения.

Задание: I вариант — выписать номера предложений с сочинительными союзами; II вариант — с подчини­тельными (знаки препинания в предложениях не расставлены).

1) Огонь в лампе дрогнул и потускнел но через секунду снова разго­релся ровно и ярко. (М. Горький.) 2) Листья то косо летели по ветру то отвесно ложились в сырую траву. (К. Паустовский.) 3) Все встали со сво­их мест как только затихли звуки музыки. 4) Наука любит трудолюбивых ибо труд это талант. 5) Школьникам нужно овладевать знаниями чтобы принести больше пользы Родине. 6) Лишь сердце стучит да песня звучит да тихо рокочет струна. (А. Сурков.) 7) Незнакомец был невысок ростом зато плечист. 8) Все должны заниматься физкультурой чтобы укрепить свое здоровье. 9) Моя сестра много читает я тоже дня не могу прожить без книги. 10) Если посмотреть на глобус то можно увидеть что плодородной земли не так уж много. (А. Мусатов.)

III.  Контрольная словарная диктовка.

Освещать, потому что темно; натереть, чтобы блестел; вышел погу­лять, чтобы освежиться; отложить-из-за непогоды; банка из-под варенья; стараться изо всех сил; передо мной; в течение лета; сделал так же хоро­шо, как брат; он тоже поедет; разлилась вследствие дождей.

IV. Графический диктант.

Учитель читает текст. Учащиеся записывают лишь схемы пред­ложений.

Самое прекрасное на земле слово — мама, и оно звучит на всех язы­ках мира одинаково нежно.

У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце. В нем никогда не гаснет любовь, и оно ни к че­му не остается равнодушным.

 

Тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд, и твоя любовь к матери делает радостной и светлой твою жизнь.

(По З.Воскресенской.)

V. Работа по карточкам.

Учащиеся всего класса получают два варианта на заранее от­печатанных карточках, списывают предложения, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

I    вариант

1) Что (бы) быть (по) настоящему грамотным человеком нужно посто­янно обращаться к книгам. 2) Как муравей ухитряется поднимать ношу во много раз тяжелее своего веса — то (же) загадка. 3) То (же) слово да не так (бы) молвить. 4) Книголюбы постоянные посетители библиотеки ребя­та нашего класса так (же) увлекаются чтением. 5) Бревно через воду и скрипучий деревя(н, нн)ый мосток и гулкий железнодорожный мост су­ществуют для того что (бы) мы (не) засиделись на одном берегу что (бы) вода (не) служила препятствием для тех кто хочет куда (то) идти что (то) искать. (В. Песков.)

II   вариант

1) Что (бы) вы ни делали чем (бы) вы ни занимались вам всегда по­надобится умный и верный помощник — книга. 2) Настя бросилась было в сторону, где маячили два дерева,— там тс (же) тропы (не) было. 3) Тут была елань — то (же) самое что зимой в пруду прорубь. (М. Пришвин.) 4) Коротко за (то) ясно. 5) Он торопился от (того) что боялся опоздать.

VI. Два ученика получают на карточках задание: восстановить в данном тексте союзы, расставить знаки препинания; определить роль союзов в тексте.

САМОЛЕТ

Вечерело. От речки тянуло сыростью … запахом пр..брежного ракит­ника. Вдали куковала кукушка … кругом бесшумно кружилась мелкая ве­се (н, ни) яя мошкара.

… вот среди тишины из (за) розовых облаков сначал.. послышалось стра (н, нн) ое жужжание … потом сверкнула серебр..ая точка. Она все увеличивалась … вот уже у нее обозначились две пары крыльев с красны­ми звездами.

Могуч., самолет легко снизился … быстро … плавно пронесся … над темным лесом … над пустым разъездом … над речкой.

(По А. Гайдару.)

VII. Итоги: какие сведения  о союзе повторили на уроке?

VIII. Задание на дом: карточка

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *